Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали обучаться по новым федеральным образовательным стандартам, которые называют также «стандартами нового поколения». Что же это такое? Чем они отличаются от старых образовательных стандартов?

null

Новые федеральные образовательные стандарты представляют собой ряд нормативных правовых предписаний и требований к содержанию образовательных программ, методам их преподавания, а также – к результатам их усвоения учащимися.

Работа над ними была начата российским Министерством образования и науки еще в 2007 году после принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного стандарта)». Разрабатывалось несколько стандартов для общеобразовательной школы: отдельно для начальной, средней и старшей школ. Работа над проектами велась под руководством Российской Академии наук и Российской Академии образования с участием самих образовательных учреждений и учебно-методических объединений, крупных предприятий и профессиональных ассоциаций (как потенциальных работодателей), научно-исследовательских организаций, ряда российских министерств и ведомств и др.

В качестве эксперимента стандарт для начальных классов был введен с 1 сентября 2010 года в нескольких российских регионах, охватив без малого 200 тысяч первоклассников из Новосибирской, Мурманской, Новгородской, Ленинградской областей, Приморского края, Удмуртии, Татарстана и Москвы.

С 2011 года ФГОСы были введены во всех регионах России, правда, пока только в начальной школе (в настоящее время утверждены стандарты начальной и средней школ, остальные же находятся в стадии доработки). Поэтапный переход объясняется тем, что полностью подготовить общеобразовательные учреждения к такому серьезному шагу возможно лишь постепенно. В частности, понадобилось несколько лет, чтобы подготовить к новым стандартам начальную школу. За это время прошли необходимую переподготовку учителя и руководители школ, сами школы были оснащены необходимой материально-технической базой, были выпущены новые учебники и методические пособия и пр.

Дальнейший же «график» перехода на новые обучающие стандарты выглядит так:

·        с 1 сентября 2016 года – вводятся ФГОСы для средней школы;

·        с 1сентября 2020 года – вводятся ФГОСы для старшей школы.

Общей целью вводимых стандартов провозглашены:

·        повышение качества образования;

·        создание в России единого образовательного пространства;

·        преемственность всех уровней основных образовательных программ, начиная с начального и заканчивая высшим профессиональным образованием.

Что же нового вводится в российские школы, и в чем основные отличия новых программ от тех, что использовались ранее?

·        Прежде всего, ФГОС предусматривает деление основной образовательной программы на обязательную (базовую) и т.н. вариативную часть, которую может определять сама школа. Вторая половина дня в школе теперь отдана под внеурочную деятельность, на которую отводится 10 часов в неделю. Это кружки, секции, факультативы, экскурсии – то есть все то, что сумеет организовать школьная администрация.

·        ФГОСы нацелены не только на то, чтобы учащиеся освоили конкретный объем учебного материала, но и на то, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно получать новые знания, умели ставить себе конкретные задачи и находить оптимальные пути их решения, а также приобретали необходимые личностные качества и развивали интеллектуальные способности для того, чтобы успешно применять их в своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями инновационной экономики. Для этого вся система преподавания теперь будет построена на пробуждении интереса детей к изучаемому материалу, мотивации их на самостоятельный поиск дополнительной информации, на применение их творческих способностей в любых областях знания.

·        По новым стандартам образования преподавание ряда предметов теперь должно строиться с использованием высокотехнологичного оборудования: интерактивных электронных досок, мультимедийных проекторов, компьютеров и т.д. Большое внимание уделяется также компьютерной грамотности, обучать ей детей теперь будут в начальных классах.

·        Каждый ученик будет иметь т.н. портфолио, где будут собраны его оценки и все прочие результаты учебной деятельности: грамоты, призы, дипломы за все годы обучения.

·        Помимо дополнительных занятий, большое внимание уделяется самостоятельным проектам. Индивидуальный проект, давно и успешно применяемый в школах на Западе, предполагает самостоятельную творческую работу ученика под руководством педагога по какой-либо теме из выбранного предмета (или сразу нескольких). В начальной школе это могут быть, например, «Проращивание фасоли» по предмету «окружающий мир», или «Сравнение двух литературных героев Николая Носова» по предмету «чтение» и т.д.

·        ФГОСы вводят понятие «система учебников». Школьники теперь будут изучать одни и те же (или смежные) темы одновременно по нескольким предметам, что поможет им лучше представить тесную взаимосвязь всех наук и, соответственно, лучше усвоить материал. Конечно, это в большей степени касается средней и старшей школ, но и малыши 1-4 классов уже получили такой комплект учебников, который называется «Начальная школа XXI».

·        Большое значение в новых стандартах образования придается спортивно-оздоровительным занятиям – уроков физкультуры теперь будет больше.

·        Для начальной школы весьма важно и то, что игровой составляющей урока для школьников 1-4 классов теперь отводится не меньше времени, чем остальным формам обучения. «Познание в игре» – один из важных моментов новых образовательных стандартов.


  Материалы, предназначенные для реализации образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения

ФГОС в разрезе образовательных программ 1 ступени обучения


Обсуждение введения ФГОС на сайтах:


Опыт регионов:
 

 Методическое сопровождение введения ФГОС


Видеолекции: «Система Л.В. Занкова в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

Примерные программы начальной школы. Скачать